Данная статья расскажет о том, какие нарушения в работе с контрольно-кассовой техникой ведут к штрафным санкциям и как об этих нарушениях узнает налоговая инспекция.
Возможные основания для назначения штрафа
Прежде всего стоит разобраться, какие же нарушения могут привести к штрафам от налогового инспектора. Основания перечисляются ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях (части 2-6).
Невыдача кассового чека или занижение указанной в нем суммы по сравнению с действительной.
Сумма штрафа зависит от того, кем было допущено нарушение и на какую сумму. Должностное лицо заплатит от 25 до 50 процентов проведенного без использования кассового аппарата расчета (минимум – 10 тыс. руб.), юридическим лицам придется заплатить от 75 до 100 процентов аналогичной выручки, но не менее 30 тыс. руб.
Согласно статистическим данным ФНС России, на каждые 10 проверок приходится 8 случаев наложения штрафа за неприменение кассовой техники.
Если юридическое лицо или ИП повторно допустили нарушения, указанные в ч. 2 ст. 14.5, при этом сумма непроведенных расчетов составила 1 млн. руб. и выше (ч. 3 ст. 14.5)
Логично, что санкции, применяемые за данное правонарушение, более строгие: должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок от 1 до 2 лет, а юридические лица и индивидуальные предприниматели могут получить запрет на ведение деятельности на срок до 90 дней.
Использование ККТ, не соответствующей принятым нормам и требованиям (ч. 4 ст. 14.5)
Действующее законодательство устанавливает обязательные требования, применяемые к кассовой технике по процедуре ее регистрации/перерегистрации. Если их не соблюсти, это повлечет за собой штраф от 1,5 до 3 тыс. руб. для должностных лиц и от 5 до 10 тыс. руб. – для юридических лиц. Если это нарушение является для бизнеса первым, то штраф может быть заменен предупреждением.
Неисполнение запроса Федеральной налоговой службы (ч. 5 ст. 14.5)
Инспекторы ФНС могут запросить предоставление данных или документов, касающихся работы контрольно-кассовой техники. Несвоевременность ответа или его отсутствие станут основанием для штрафа. Сумма штрафных санкций не отличается от указанных за нарушения, предусмотренные ч. 4 с. 14.5: от 1,5 до 3 тыс. руб. для должностных лиц, и от 5 до 10 тыс. руб. – для юридических лиц.
Отсутствие у покупателя электронного или бумажного чека (ч.6 ст.14.5)
В том случае, если был выявлен факт непредоставления ИП или юридическим лицом электронного чека или его бумажного варианта покупателю, то должностное лицо вполне может быть оштрафовано на 2 тыс. руб., в то время как для предприятия размер штрафа выше – 10 тыс. руб. По этому и предыдущему нарушению вместо штрафа может быть использовано предупреждение.
Каким образом ФНС становится известно о нарушении
Налоговые инспекции выявляют нарушения при помощи следующих способов:
Получив жалобу в приложении для мобильных устройств «Проверка чеков»;
Проведя контрольную закупку;
Проанализировав сведения, полученные из автоматизированной системы контроля кассовой техники, где они собираются от всех онлайн-касс, находящихся в рабочем режиме. Проводимые мероприятия по ее усовершенствованию должны позволить инспектору обращаться за информацией о движении средств предприятия в режиме онлайн. Это, в свою очередь, повысит автоматизацию контрольных функций.
Если нарушитель сам добровольно признал ведение деятельности с нарушениями.
Количество и частота мероприятий по проверке использования кассовых аппаратов законодательно не ограничены. Это значит, что налоговый инспектор может произвести проверку в любое время.