Для организации бизнеса по розничной продаже лекарств необходимо потратить немало усилий. Однако при правильном подходе он будет приносить стабильный и высокий доход.
Использование франчайзинговой схемы
Оптимальный вариант для предпринимателей, не имеющих необходимого опыта работы в фармацевтическом бизнесе, – франшиза аптеки. При использовании такого решения на первом этапе понадобится большая сумма инвестиций, зато все бизнес-процессы будут уже организованы, и новичку не придется учиться на собственных ошибках. При использовании франчайзинга не придется искать поставщиков лекарств и тратить много сил на формирование ассортимента. Кроме того, работа под эгидой известного аптечного бренда упрощает решение маркетинговых задач – предприниматель избавляется от необходимости нести большие затраты на рекламу и продвижение, тогда как уровень доверия покупателей будет значительно выше, чем в случае с неизвестной аптекой.
Выбор помещения
От местонахождения аптеки напрямую зависит количество покупателей, поэтому к его выбору нужно подходить крайне ответственно. При этом большое внимание следует уделить целевой аудитории, которую удастся привлечь в определенном месте. Для зарабатывания денег на торговле дорогими медпрепаратами лучше всего арендовать помещение в центре города или в ТРЦ. Для торговли недорогими лекарствами подойдет помещение, расположенное в спальном районе. Арендуемое помещение должно соответствовать следующим требованиям:
Иметь напольное покрытие, которое позволяет регулярно проводить влажную уборку с использованием дезинфицирующих средств. Наилучший вариант – линолеум или плитка.
Хорошо отапливаться. Зимой температура в помещении не должна опускаться ниже отметки 18 градусов по Цельсию.
Расположенные на солнечной стороне оконные проемы должны быть закрыты от прямого солнечного света при помощи жалюзи или штор.
На форточках и открывающихся окнах в обязательном порядке должны быть установлены противомоскитные сетки.
В торговом зале и подсобке аптеки должна быть установлена специальная мебель.
Срок аренды помещения, указываемый в договоре, должен составлять не менее одного года с правом пролонгации. При проведении ремонтных работ в помещении аптеки можно согласовать с арендодателем уменьшение стоимости аренды на сумму, соответствующую их стоимости.
Маркетинговые мероприятия
Все мероприятия, направленные на увеличение продаж в аптеке, делятся на офлайновые и онлайновые. Первые включают в себя заказ вывески с подсветкой в темное время суток, печать и раздачу рекламных листовок, распространяемых промоутерами. Вторые состоят в продвижении аптеки в глобальной сети путем продаж лекарств через интернет-магазин и социальные сети. У покупателей должна быть возможность приобретать лекарственные средства, не выходя из дома. На первых порах принимать в штат своих курьеров нецелесообразно, поскольку объем заказов будет невысоким. Вместо того можно подписать договор с курьерскими агрегаторами.
В фармацевтическом ритейле хорошо себя также зарекомендовали скидочные карты (карты лояльности), выдаваемые постоянным покупателям. При оформлении такой карты покупатель заполняет анкету, в которой указывает подробные сведения о себе. Их можно использовать для составления базы данных, с помощью которой осуществляется рассылка рекламных предложений. Кроме того, наличие скидочной карты у покупателя побуждает его возвращаться в аптеку, где он может приобрести необходимые лекарства дешевле, чем в других аптеках.